С понятием релевантность, так или иначе, сталкивались многие. В этом материале подробно разберем, что оно означает, где применяется, приведем примеры употребления слова в разных сферах.
Содержание
Что такое релевантность
Релевантность (англ. «актуальность») – определенные условия, при которых один объект или понятие соответствует другому, либо документ или сборник документов соответствуют целям, ожиданиям и запросам пользователя.
Синонимами слова являются значения «важность», «уместность», «соответствие», «значимость».
Релевантность имеет важное значение в SEO. От степени релевантности напрямую зависит продвижение сайтов в Google и Яндексе – чем она выше, тем более высокое место будет занимать сайт в поисковике.
Релевантность поисковой выдачи – это степень удовлетворенности пользователя результатами каких-либо сведений через поисковые системы.
Объясняя суть релевантности простыми словами, говорят о степени удовлетворенности пользователей ответами поисковых систем на заданный им запрос. Если результаты поиска являются нерелевантными – сведения устарели, запрашиваемая информация перестала быть значимой и актуальной.
Где и как применяется термин
Термин употребляется повсеместно, однако он не слишком популярен в обыденной жизни – им чаще пользуются в узко-профессиональной среде.
С релевантностью часто сталкиваются соискатели при приеме на работу – в анкетах им предлагается заполнить строку «релевантный опыт работы».
Кроме того, понятие релевантности используется в нескольких сферах деятельности, также – в различных ситуациях.
В поисковой оптимизации
Релевантность наиболее часто употребляется в SEO-оптимизации, где применяется в основном по отношению к информации, либо к ее составляющим – ссылкам, текстам, страницам.
Релевантный контент полностью соответствует запросу, введенному пользователем в строку поисковика.
Занимаясь поисковой оптимизаций, специалист подбирает запросы по определенной теме. Затем под выбранные вопросы создают странички сайтов с размещением на них контента. Поисковики будут показывать контент на высоких позициях и с высокой частотой выдачи только в случае его релевантности, при которой пользователь будет получать исчерпывающий ответ на свой запрос.
Информация может быть релевантной или нерелевантной в зависимости от ее соответствия потребностям, ожиданиям, целям пользователя.
Релевантная информация всегда качественная, сведения, приведенные в ней, являются достоверными и актуальными. Кроме того, релевантность информация должна соответствовать не только поисковой выдаче в ответ на запрос пользователя, но и быть пертинентной – выражающей его удовлетворенность полученной информацией.
Релевантная ссылка – это ссылка с анкором, соответствующая содержанию страницы сайта.
Релевантный запрос представляет собой набор ключевых слов, по которым проект продвигается в поисковых строках.
Релевантность текста – это его соответствие конкретному запросу пользователя.
Изучая приемы SEO – оптимизации текста, копирайтерам и рерайтерам постоянно приходится сталкиваться с понятием «релевантный текст». Чтобы понять, о чем идет речь, следует знать, что поисковой оптимизацией называется несколько мероприятий, касающихся внешней и внутренней оптимизации по выводу сайта на лидирующие позиции при запросах пользователей.
Цели поисковой оптимизации – увеличение сетевого трафика, количества потенциальных клиентов, а также последующая монетизация данного трафика.
Понятие SEO-продвижения можно объяснить проще и короче: это действия, поднимающие сайт в поисковиках при ответе на поисковый запрос. Чем контент окажется актуальнее и качественнее, тем выше будет позиция сайта и как следствие этого – увеличение просмотров продвигаемой веб-страницы.
Виды и критерии релевантности
Релевантность поиска имеет три основных вида, зависящие от поведения пользователей на страничках сайтов и оценки контента на станицах поисковиками Яндекс и Гугл. Релевантность обычно предстает в одной из трех ипостасей: формальной, содержательной, либо пертинентной.
В релевантности выделяют 2 вида критериев:
- Внешние. К внешним критериям относятся:
- количество переходов пользователей из поиска, объем, доля возврата к выдаче;
- объемы трафика какой-либо торговой марки;
- наличие целевого трафика, относящегося к внешним ссылкам.
Важнейшими критериями внешних сигналов для Яндекса считаются поведенческие факторы – именно они показывают, насколько пользователи удовлетворены посещаемым сайтом.
В Google в качестве важнейшего внешнего критерия выделяют ссылочные факторы. Если сайт упоминается во многих ссылках, это свидетельствует о качественном наполнении контента на нем и его авторитетности.
- Внутренние. Для внутренней релевантности важны ключевые слова или фразы, а именно:
- расположение на странице (степень естественности их распределения);
- частота их использования;
- расположение относительно начала документа;
- объем текста, его структурная организация;
- степень полезности контента, его качество;
- синонимы ключевиков;
- виды вхождения ключевых слов/фраз (в прямом виде, в разбавленном, либо в виде словоформ);
- нахождение ключей в Title, мегатегах, иных элементах наполнения;
- наличие технических аспектов, выраженное в доступности сайта, быстрой загрузке страницы, грамотной кодировке, отсутствии ошибок и т. д.
Кроме того, важны удобство навигации и периодичность добавления контента.
Гугл и Яндекс насчитывают сотни факторов, определяющих релевантность, однако для пресечения искусственной накрутки эти данные тщательно скрываются от широкой аудитории.
В службе управления персоналом
В HR-сфере понятие релевантности применяют, когда оценивают соответствие должности и профессии. В связи с этим часто употребляется сочетание «релевантный опыт», когда сочетание профессиональных и личностных качеств соответствует требованиям работодателя по открытой вакансии.
Потенциальный руководитель проверяет релевантность опыта работы соискателя по записи в трудовой книжке или по рекомендательному письму от предыдущего работодателя. Однако в реальности и при нынешнем сложном положении на рынке труда руководство часто отступает от строгой релевантности при выборе кандидата на вакантную должность.
Соискателя могут принять на работу, если он трудился не только в аналогичной, но и смежной должности, в особенности, если по конкретной специальности российские вузы выпускают недостаточно квалифицированных специалистов.
К тому же, в каждой организации разработаны собственные должностные инструкции, определяющие круг обязанностей и необходимые для конкретной должности образование и опыт работы. Важно также понимать, что релевантный опыт может стать не только важным преимуществом для соискателя, но и серьезным препятствием при устройстве на работу.
В современном быстро меняющемся мире динамично развивающиеся фирмы предпочитают обучать нужных сотрудников самостоятельно, не тратя времени на переобучение претендентов, чей опыт и знания устарели и перестали быть релевантными по отношению к новым условиям.
В статистике и аналитике
В данных сферах понятие релевантности используется давно, значительно раньше начала его употребления для оптимизации поисковых процессов.
Релевантность в аналитике и статистике – это соответствие конкретных данных целям, задачам исследования или анализу, достаточных для формирования определенных выводов.
Для анализа задач соответствующих каким-либо исследованиям требуется именно релевантная выборка.
В маркетинге
Термин применительно к маркетинговой сфере употребляется в нескольких контекстах. Рекламные либо маркетинговые акции по релевантности обычно соответствуют следующим позициям:
- потребностям целевой аудитории;
- целям и задачам бизнес-сообщества;
- каналам коммуникаций.
Кроме того, маркетинговый процесс должен быть релевантен определенному этапу «воронки продаж» (пути покупателя от предложения торговой организации до момента приобретения ее товара).
Понятие релевантности в маркетинге может быть использовано в нескольких ситуациях, например:
- в рекламе, отвечающей потребностям, запросам, ожиданиям интернет-аудитории;
- в комментинге – особом виде набора подписчиков в Instagram-аккаунте, бесплатном, но долгом;
- применительно к аудитории – сообществу, интересующемуся каким-либо продуктом или рекламной информацией;
- при использовании хэштегов, соответствующих тематическому содержанию поста.
Релевантную информацию в маркетинге собирают для продвижения продукта на рынке, его популяризации и увеличения продаж.
В финансах
О релевантности в данной среде говорят при оценке значимости издержек/затрат в данных конкретных условиях. Иными словами, релевантностью в финансовой сфере называются затраты, имеющие важное значение для управленческих решений.
Кратко характеризуя релевантные затраты в финансовой сфере, говорят о затратах, значимых для конкретных управленческих решений.
В образовании
При упоминании о релевантности в сфере образования речь идет о его соответствии конкретной должности, занимаемой специалистом.
Релевантность образования в основном рассматривается как фактор развития компетентности специалиста на профессиональном уровне. В настоящее время данный вопрос занимает одно из ведущих мест в рейтинге дискуссий об образовании в целом.
Итак, в разных сферах и контекстах встречается данный термин и по сути означает всегда какое-то соответствие одних объектов с другими в определенных условиях.